Коллекторный электродвигатель
Коллекторный электродвигатель — электрическая машина, в которой датчиком положения ротора и переключателем тока в обмотках является одно и то же устройство — щёточно-коллекторный узел.
Коллекторный электродвигатель постоянного тока
Самые маленькие двигатели данного типа (единицы Ватт) содержат в корпусе:
- трёхполюсной ротор на подшипниках скольжения;
- коллекторный узел из двух щёток — медных пластин;
- двухполюсной статор из постоянных магнитов.
Применяются, в основном, в детских игрушках (рабочее напряжение 3-9 вольт).
Более мощные двигатели (десятки Ватт), как правило, имеют
- многополюсный ротор на подшипниках качения;
- коллекторный узел из четырёх графитовых щёток;
- четырёхполюсный статор из постоянных магнитов.
Именно такой конструкции большинство электродвигателей в современных автомобилях (рабочее напряжение 12 или 24 Вольт): привод вентиляторов систем охлаждения и вентиляции, «дворников», насосов омывателей.
Двигатели мощностью в сотни Ватт, в отличие от предыдущих, содержат четырёхполюсный статор из электромагнитов. Обмотки статора могут подключаться несколькими способами:
- последовательно с ротором (так называемое последовательное возбуждение),
- преимущество: большой максимальный момент,
- недостаток: большие обороты холостого хода, способные повредить двигатель.
- параллельно с ротором (параллельное возбуждение)
- преимущество: большая стабильность оборотов при изменении нагрузки,
- недостаток: меньший максимальный момент
- часть обмоток параллельно с ротором, часть последовательно (смешанное возбуждение)
- до некоторой степени совмещает достоинства предыдущих типов, пример — автомобильные стартёры.
- отдельным источником питания (независимое возбуждение)
- характеристика аналогична параллельному подключению, однако обычно может регулироваться. Пример — тяговые двигатели некоторых электровозов.
Общие достоинства коллекторных двигателей постоянного тока — простота изготовления, эксплуатации и ремонта, достаточно большой ресурс.
К недостаткам можно отнести то, что эффективные конструкции (с большим КПД и малой массой) таких двигателей являются низкомоментыми и быстроходными (сотни и тысячи оборотов в минуту), поэтому для большинства приводов (кроме вентиляторов и насосов) необходимы редукторы. Это утверждение не вполне верно, но обоснованно. Электрическая машина, построенная на низкую скорость, вообще имеет заниженный КПД и связанные с ним проблемы охлаждения. Скорее всего проблема лежит так, что изящных решений для неё нет.